Ритуальные агентства «отстегивают» крупные суммы вознаграждения участковым полицейским, чтобы первыми оказаться в квартире умершего.
Руководители ритуальных агентств и представители власти собрались уже на второй по счету круглый стол, посвященный проблемам коррупции на рынке похоронных услуг.
Поводом для встречи на этот раз послужило обращение омички в одну из городских газет, где она рассказала о том, как ее обманули. Этот неприятный случай позволил уличить компанию, оказывающую похоронные услуги, в порочной связи с полицейскими.
В декабре прошлого года у пожилой омички умер муж, ветеран военной службы. Она сразу же позвонила по телефону 02, чтобы сообщить об этом полиции и уточнила, что покойный еще при жизни изъявлял желание быть погребенным компанией «Память-В». В полиции женщину заверили, что передадут данные куда нужно, и буквально через полчаса на пороге ее квартиры появился похоронный агент, представившийся сотрудником той самой компании. Переживая тяжелое горе, вдова даже не подумала потребовать у мужчины документы, а после похорон она обнаружила, что договор на погребение заключен с другой компанией - «Альфа-Ритуал».
Представитель компании «Альфа-Ритуал» Максим Ермаков рассказал, что его фирма действительно занималась погребением ветерана, но в связи с давностью произошедшего он не очень хорошо помнит, как все было.
- Когда мы прочитали об этом в средствах массовой информации, начали проводить служебную проверку, подняли все договоры, всех обзвонили, и вышли на человека, который якобы что-то там написал. С вдовой была проведена личная встреча, претензий к нам она вообще никаких не имеет. У нас есть расписка, написанная ею собственноручно, - сказал он, однако расписку эту не показал.
По словам Максима Юрьевича, у женщины были другие проблемы - с банком, кредитами, медицинскими организациями, и его компания помогала эти проблемы решить.
- Какая ритуальная компания будет заниматься кредитами? Только та, которой это выгодно, - считает руководитель компании «Память-В» Хайрула Абайдулин. - Пусть лучше расскажет, как агент его компании оказался в квартире усопшего.
На это у «Альфа-Ритуал» четкого ответа не нашлось.
- Сейчас это тяжело вспомнить, прошло уже больше, чем полгода, но если я не ошибаюсь, нам кто-то позвонил из соседей. Кажется, она сама так сказала, что кто-то позвонил из ее соседей, - неуверенно ответил Максим Ермаков, вызвав смех окружающих.
Зато представитель «Альфа-Ритуала», видимо, вспомнил пословицу о том, что лучшая защита - это нападение, и стал сыпать обвинениями в адрес компании «Память-В», утверждая, что именно там вдову заставили подписать обличающие их бумаги. Хотя изначально было известно, что женщина обратилась именно в СМИ. Кроме того, в отличие от оппонента «Память-В» имела на руках все документы, подтверждающие слова вдовы.
Хайрула Абайдулин уверен, что не только «Альфа-Ритуал», но и другие ей подобные агентства «покупают» информацию у полицейских, чтобы первыми оказаться в квартире умерших. Это ведет к существенному удорожанию стоимости похорон, вместо 30-40 тысяч рублей, родственники умерших платят 70 и выше.
- Я вынужден даже содержать службу безопасности, потому что иногда приходится отправлять вместе с агентом охранника, так как участковые полицейские, которые работают на определенные компании, просто наседают на граждан, угрожают, требуют обращаться туда, куда они скажут, - негодует он. - Сейчас, когда общественное мнение набирает силу, они стали действовать по-другому - через старших по дому, продолжая зарабатывать на смерти людей. Я являюсь ветераном военной службы, и морально не могу позволить себе подпольно покупать заказы, мне омерзительна мысль, что можно наживаться на человеческом горе.
Руководитель компании «Память-В» уже несколько лет борется с беспределом на рынке похоронных услуг. Он уверен, что ритуальные агентства закладывают гонорар полицейским в прейскурант, завышая услуги морга, стоимость гроба или раскидывая понемногу по всем пунктам. «Понемногу» вытекает сегодня уже в 25 тысяч рублей.
Директор БУ «Комбинат социальных услуг» Лариса Никитенко согласилась с этим, отметив, что это происходит повсеместно.
- Организации выдают квитанцию, в которой указана сумма похорон, например, 70 тысяч рублей, и есть пункт «прочие услуги - 20 000 рублей», которые никак не расписаны, - поясняет она. - Есть еще один вариант, участок земли под погребение усопшего выделяется бесплатно, но есть агенты, которые просят заплатить за него, и суммы также доходят до 20 тысяч рублей. Деньги идут в карман того, кто передал агентству информацию о смерти. Это могут быть и полицейские, и работники медучреждений.
По словам Харулы Абайдулина, кладбища - это доильная машина для криминальных денег. Буквально три года назад здесь вообще царил беспредел.
- Люди платили за могилу по тарифу и 30 тысяч рублей сверху, если человек отказывался, ему говорили: у нас очередь, через неделю выкопаем. Или появлялась вторая компания, которая предлагала отказаться от первой, тогда можно было не платить. Пришлось приложить немало усилий, чтобы декриминилизировать ситуацию. Я тогда подал много исков в суды и все выиграл. Сейчас, когда в КСУ пришел новый руководитель, здесь ситуация более менее налаживается, - рассказал директор компании «Память-В».
Работать в сфере, где ритуальных агентов хоть пруд пруди, сложно. Еще сложнее, если эти агенты работают недобросовестно.
- Телефон, осведомитель, блокнот - так работает 80% агентов. Законом на сегодняшний день этот бизнес никак не регулируется, - говорит руководитель похоронной службы "Артель" Вячеслав Кувакин. - Нужен новый закон, в котором будет четко прописана ответственность лиц, которые имеют доступ к данным о смерти человека в виде штрафа, четко обозначены критерии похоронного дома - сертифицированные рабочие места, работники - от землекопа до руководителя - должны проходить обучение, специализированный транспорт. У нас масса похоронных агентов ни во что не вкладывают деньги, живут одним днем. Рынок меняется в количественную сторону, пора менять его качественно.
С этим согласились и представители власти.
- Чтобы узнать, как происходит утечка информации, нужно ввести реестр звонков в каждой фирме, чтобы велась запись, кто позвонил, когда. В счетах-фактурах должно быть все расписано, чтобы человек знал, за что он платит. Количество могил будет расти, будет расти количество кладбищ, поэтому нужно пересмотреть возможности захоронения, например, открыть крематорий. Закон должен работать и в этой сфере, - считает депутат горсовета Алексей Ложкин.
Дело в том, что большинству ритуальщиков не выгоден ни новый закон, ни здоровая конкуренция. В городе всего лишь 4-5 компаний, которые на протяжении многих лет работают добросовестно: платят налоги, обучают сотрудников и не имеют осведомителей. Им очень сложно выстоять на этом рынке, но они стоят и продолжают бороться за справедливость.