Поиск

Рынок такси может снова поделиться на «бомбил» и легальные таксопарки. Представители отрасли говорят и о других серьезных проблемах.

С 1 сентября текущего года в Омске, как и в целом по России, может произойти «революция такси». Именно в этот день вступит в силу принятый в самом конце 2022 года Федеральный закон № 580 «Об организации перевозки пассажиров и багажа легковым такси», или, как его часто называют, закон «О такси». Этот нормативный акт включает в себя большое число нововведений, которые коснутся каждого из сотен тысяч таксистов по всей стране.

В чем суть изменений?

Новый закон предусматривает три формы работы водителей. Это трудовой договор, регистрация ИП и самозанятость. Причем самозанятым придется подписывать трудовой договор со службами такси. То есть теперь просто взять и подключиться к агрегатору такси (например, «Яндексу») водителю, как физлицу, не получится. Кроме этого, всем водителям нужно будет получать специальное разрешение. Его после 1 сентября будет выдавать региональный Минтранс. Делаться это будет бесплатно.

Второе важное нововведение заключается в том, что всем таксистам, как самозанятым и ИП, так и нанятым по трудовому договору, придется покупать ОСАГО для перевозчиков. А оно в разы дороже, чем страховка для обычной машины.

Другие нововведения предусматривают запрет на работу для водителей, имеющих более трех штрафов за нарушение ПДД, а также водителей с неснятой или непогашенной судимостью. Также повышается ответственность служб заказа такси в части ответственности перед пассажирами.

Полная информация о водителях, их машинах, а также данные о службах заказа такси будут храниться в трех реестрах, которые планируется объединить в единую государственную информационную систему «Такси». Как пояснили РИА «Омск-информ» в региональном Минтрансе, пока такая система не создана. Появится ли она к 1 сентября – тоже большой вопрос. Но водителей, которые привыкли 2-3 часа в день подрабатывать извозом, пугает совсем не это.

«Смысла работать в такси теперь не будет»

Больше всего таксистов, уже давно привыкших работать через агрегаторы, страшит нюанс, связанный необходимостью оформления дорогого ОСАГО. Если сейчас страховка для обычного авто обходится в 5–10 тыс. рублей в год, в зависимости от машины и аккуратности водителя, то ОСАГО для перевозчиков стоит уже несколько десятков тысяч.

– Я подрабатываю в такси в основном по вечерам после работы – с 7 до 10 вечера. Заработок есть, но он небольшой. Как мне сказали, теперь, чтобы работать через «Яндекс», нужно будет покупать страховку, которая стоит около 30–40 тысяч. С такой стоимостью мне 3–4 месяца только на страховку работать придется. Смысла совершенно нет, – говорит омич Владимир, подрабатывающий в такси уже 5 лет.

Мужчина уверен, что после вступления в силу поправок в Омске резко вырастет число «бомбил». Легально работать в новых условиях смогут процентов 20–30 таксистов, для которых извоз – постоянная работа. Остальные уйдут в тень.

– Ладно, я и самозанятым оформлюсь – в этом проблемы нет. Судимости, штрафов у меня тоже нет – не проблема. И разрешение получу. Но главное, это страховка. В ней вся загвоздка, – повторяет водитель.

«Омские таксисты выйдут из тени»

В региональном Минтрансе, который регулирует деятельность такси, придерживаются другой точки зрения. Как сообщили в ведомстве, по состоянию на середину августа в Омской области легально работали 1697 водителей такси. Ежедневно все новые таксисты получают разрешения на перевозки, то есть выходят из тени. В Минтрансе уверены, что число легальных таксистов после вступления в силу нового закона только вырастет.

– В настоящее время часть перевозчиков легковых такси находится в теневом секторе, в связи с чем оценить реальный объем предложения данной услуги не представляется возможным. В Минтранс поступает большое количество заявлений на получение разрешений от лиц, которым службы заказа такси перестают выдавать заказы по причине отсутствия разрешений. Благодаря этому число легальных перевозчиков увеличивается, – говорит заместитель министра Игорь Кожухов.

При этом омский Минтранс не планирует разрабатывать какие-либо дополнительные требования к автомобилям такси, например к их цвету. Чиновники полагают, что это может негативно отразиться на рынке.

«Готовы к перетоку пассажиров такси в общественный транспорт»

Несмотря на то что администрация города формально за такси не отвечает, там тоже в курсе готовящихся изменений. По словам курирующего общественный транспорт вице-мэра Владимира Куприянова, если омичи не смогут ездить на такси, то их ждут в муниципальных автобусах и троллейбусах.

– Я думаю, что у служб заказа такси есть свой благодарный клиент. Люди, которые ездят на такси, – это несколько другая категория пассажиров, нежели та, что передвигается на общественном транспорте. У них другие приоритеты и ценности. Но если произойдет переток пассажиров на общественный транспорт, то мы к этому готовы. У нас есть ресурсы и резервы для этого. Мы уже сегодня над этим работаем и готовы к любому развитию событий, – отметил Куприянов.

«Такси в Омске будут работать по тем же правилам, что и автобусы»

Известный омский перевозчик Виталий Торопов работает на рынке такси уже 15 лет, поэтому знает о нем все. По его словам, за эти годы было столько разных изменений, что все трудно даже вспомнить. Новый закон, отмечает предприниматель, имеет как плюсы, так и минусы.

Из плюсов – теперь разрешение на работу в такси можно будет получить совершенно бесплатно через «Госуслуги» или МФЦ. Еще один плюс – такси смогут ездить по выделенным полосам. Но для этого они должны быть брендированы.

Главным минусом нового закона Виталий Торопов называет тот самый пункт об ОСАГО. При этом страховщики просто не хотят страховать автомобили такси даже по новым, «драконовским» тарифам.

– Автомобиль такси для страховщиков – как «красная тряпка». Полис для такси стоит очень дорого, но и за эти деньги они не страхуют. У меня лежит куча отказов от страховых компаний. Они находят самые различные предлоги, чтобы не страховать. Смотрим с юристами, что делать. Но уже очевидно, что стоимость этой дорогой страховки отразится на тарифах на проезд в такси, – говорит предприниматель.

Еще ряд нововведений нельзя оценивать однозначно – для пассажиров они будут плюсом, водителям принесут дополнительные хлопоты и расходы.

– Теперь таксисты должны будут обязательно проходить предрейсовый и послерейсовый осмотр, а их машины должны осматривать механики. Службам заказа придется контролировать рабочее время водителей и не выпускать их на линию после превышения этого времени, – отмечает Торопов. – Будет все ровно то же, что и с автобусами. Соответственно, прежде, чем взять заказ, ты должен найти механика, врача, заключить с ним договоры. На стоимости поездок, думаю, это тоже отразится. И без этого никак нельзя, так как сотрудники ГИБДД будут останавливать автомобили такси и проверять их, как сейчас проверяют автобусы и маршрутки.

Тем не менее бизнесмен уверен, что 1 сентября с такси ничего революционного не случится. В пример Виталий Торопов привел 220-й ФЗ, который вступил в силу в 2019 году и касался пассажирских перевозок. Тогда все изменения вступали в силу постепенно. Зато принесли много положительного – маршрутки вышли из тени, прекратились гонки среди водителей.

– Я хочу сказать, что изменения в такси уже наступили – агрегаторы отключают водителей, у которых нет справок об отсутствии судимости. Многие заметили, что таксистов в городе стало меньше. Что касается остального, то уже говорят об отсрочке нововведений, в частности, об отсрочке нормы о страховании такси. Плюс всех водителей нужно будет внести в реестр, а он еще не создан. То есть очевидно, что все будет растянуто во времени, и 1 сентября одномоментно ничего не начнется, – подчеркнул Торопов.

По словам эксперта, все идет к возвращению практики времен СССР – вернутся таксопарки со своими машинами, куда водители будут устраиваться официально. Правда, могут возникнуть проблемы с автомобилями. Причина – новые машины такси в Омске покупали еще до пандемии за 700–800 тыс. рублей, сейчас такие авто стоят по 2 млн. С учетом всех новых требований, говорит Виталий Торопов, никакой прибыли от перевозок не будет, в лучшем случае таксопарки выйдут «в ноль».

– По такой же причине я ушел из пассажирских перевозок – автобусы дорогие, по 8 млн стоят, дохода никакого нет. Бизнес стал убыточным. То же самое может произойти и с такси , – резюмировал предприниматель.

В Омск вернутся «бомбилы»?

Очевидно, что даже после частичного вступления в силу закона «О такси», этот рынок ждет полномасштабная «встряска». Не все водители, которые занимаются частным извозом, будут готовы к нововведениям: брендировать свои машины, заключать официальный договор со службой заказа такси, проходить медосмотр и выполнять другие требования.

К чему это приведет? Прежде всего к массовому уходу таксистов «в тень». Даже если такого «бомбилу» остановит сотрудник ГИБДД, то ничего не мешает сказать, что он везет своих родственников или друзей, а не выполняет заказ. С самими заказами, правда, будет сложнее – сейчас они сыплются как из рога изобилия через агрегаторы, с осени же придется искать клиентов самостоятельно. Это может привести к деградации рынка и его возвращению в состояние начала «нулевых».

Очевидно, что на данном этапе не нужно вводить «драконовский» ОСАГО для такси, сомнительно и внедрение требования о медосмотре водителей и осмотре авто механиками – все это может превратиться в профанацию.

С другой стороны, порядок в этой сфере наводить нужно. Сейчас за безопасность перевозок пассажиров в такси толком не отвечают ни агрегаторы, ни сами водители. Официальных договоров с водителями нет – к системе за пару минут может подключиться любой желающий. Так что изменения нужны, но они не должны быть резкими и приводящими к ухудшению качества обслуживания пассажиров.

Сергей Энквист 

16986

Рынок такси может снова поделиться на «бомбил» и легальные таксопарки. Представители отрасли говорят и о других серьезных проблемах.

С 1 сентября текущего года в Омске, как и в целом по России, может произойти «революция такси». Именно в этот день вступит в силу принятый в самом конце 2022 года Федеральный закон № 580 «Об организации перевозки пассажиров и багажа легковым такси», или, как его часто называют, закон «О такси». Этот нормативный акт включает в себя большое число нововведений, которые коснутся каждого из сотен тысяч таксистов по всей стране.

В чем суть изменений?

Новый закон предусматривает три формы работы водителей. Это трудовой договор, регистрация ИП и самозанятость. Причем самозанятым придется подписывать трудовой договор со службами такси. То есть теперь просто взять и подключиться к агрегатору такси (например, «Яндексу») водителю, как физлицу, не получится. Кроме этого, всем водителям нужно будет получать специальное разрешение. Его после 1 сентября будет выдавать региональный Минтранс. Делаться это будет бесплатно.

Второе важное нововведение заключается в том, что всем таксистам, как самозанятым и ИП, так и нанятым по трудовому договору, придется покупать ОСАГО для перевозчиков. А оно в разы дороже, чем страховка для обычной машины.

Другие нововведения предусматривают запрет на работу для водителей, имеющих более трех штрафов за нарушение ПДД, а также водителей с неснятой или непогашенной судимостью. Также повышается ответственность служб заказа такси в части ответственности перед пассажирами.

Полная информация о водителях, их машинах, а также данные о службах заказа такси будут храниться в трех реестрах, которые планируется объединить в единую государственную информационную систему «Такси». Как пояснили РИА «Омск-информ» в региональном Минтрансе, пока такая система не создана. Появится ли она к 1 сентября – тоже большой вопрос. Но водителей, которые привыкли 2-3 часа в день подрабатывать извозом, пугает совсем не это.

«Смысла работать в такси теперь не будет»

Больше всего таксистов, уже давно привыкших работать через агрегаторы, страшит нюанс, связанный необходимостью оформления дорогого ОСАГО. Если сейчас страховка для обычного авто обходится в 5–10 тыс. рублей в год, в зависимости от машины и аккуратности водителя, то ОСАГО для перевозчиков стоит уже несколько десятков тысяч.

– Я подрабатываю в такси в основном по вечерам после работы – с 7 до 10 вечера. Заработок есть, но он небольшой. Как мне сказали, теперь, чтобы работать через «Яндекс», нужно будет покупать страховку, которая стоит около 30–40 тысяч. С такой стоимостью мне 3–4 месяца только на страховку работать придется. Смысла совершенно нет, – говорит омич Владимир, подрабатывающий в такси уже 5 лет.

Мужчина уверен, что после вступления в силу поправок в Омске резко вырастет число «бомбил». Легально работать в новых условиях смогут процентов 20–30 таксистов, для которых извоз – постоянная работа. Остальные уйдут в тень.

– Ладно, я и самозанятым оформлюсь – в этом проблемы нет. Судимости, штрафов у меня тоже нет – не проблема. И разрешение получу. Но главное, это страховка. В ней вся загвоздка, – повторяет водитель.

«Омские таксисты выйдут из тени»

В региональном Минтрансе, который регулирует деятельность такси, придерживаются другой точки зрения. Как сообщили в ведомстве, по состоянию на середину августа в Омской области легально работали 1697 водителей такси. Ежедневно все новые таксисты получают разрешения на перевозки, то есть выходят из тени. В Минтрансе уверены, что число легальных таксистов после вступления в силу нового закона только вырастет.

– В настоящее время часть перевозчиков легковых такси находится в теневом секторе, в связи с чем оценить реальный объем предложения данной услуги не представляется возможным. В Минтранс поступает большое количество заявлений на получение разрешений от лиц, которым службы заказа такси перестают выдавать заказы по причине отсутствия разрешений. Благодаря этому число легальных перевозчиков увеличивается, – говорит заместитель министра Игорь Кожухов.

При этом омский Минтранс не планирует разрабатывать какие-либо дополнительные требования к автомобилям такси, например к их цвету. Чиновники полагают, что это может негативно отразиться на рынке.

«Готовы к перетоку пассажиров такси в общественный транспорт»

Несмотря на то что администрация города формально за такси не отвечает, там тоже в курсе готовящихся изменений. По словам курирующего общественный транспорт вице-мэра Владимира Куприянова, если омичи не смогут ездить на такси, то их ждут в муниципальных автобусах и троллейбусах.

– Я думаю, что у служб заказа такси есть свой благодарный клиент. Люди, которые ездят на такси, – это несколько другая категория пассажиров, нежели та, что передвигается на общественном транспорте. У них другие приоритеты и ценности. Но если произойдет переток пассажиров на общественный транспорт, то мы к этому готовы. У нас есть ресурсы и резервы для этого. Мы уже сегодня над этим работаем и готовы к любому развитию событий, – отметил Куприянов.

«Такси в Омске будут работать по тем же правилам, что и автобусы»

Известный омский перевозчик Виталий Торопов работает на рынке такси уже 15 лет, поэтому знает о нем все. По его словам, за эти годы было столько разных изменений, что все трудно даже вспомнить. Новый закон, отмечает предприниматель, имеет как плюсы, так и минусы.

Из плюсов – теперь разрешение на работу в такси можно будет получить совершенно бесплатно через «Госуслуги» или МФЦ. Еще один плюс – такси смогут ездить по выделенным полосам. Но для этого они должны быть брендированы.

Главным минусом нового закона Виталий Торопов называет тот самый пункт об ОСАГО. При этом страховщики просто не хотят страховать автомобили такси даже по новым, «драконовским» тарифам.

– Автомобиль такси для страховщиков – как «красная тряпка». Полис для такси стоит очень дорого, но и за эти деньги они не страхуют. У меня лежит куча отказов от страховых компаний. Они находят самые различные предлоги, чтобы не страховать. Смотрим с юристами, что делать. Но уже очевидно, что стоимость этой дорогой страховки отразится на тарифах на проезд в такси, – говорит предприниматель.

Еще ряд нововведений нельзя оценивать однозначно – для пассажиров они будут плюсом, водителям принесут дополнительные хлопоты и расходы.

– Теперь таксисты должны будут обязательно проходить предрейсовый и послерейсовый осмотр, а их машины должны осматривать механики. Службам заказа придется контролировать рабочее время водителей и не выпускать их на линию после превышения этого времени, – отмечает Торопов. – Будет все ровно то же, что и с автобусами. Соответственно, прежде, чем взять заказ, ты должен найти механика, врача, заключить с ним договоры. На стоимости поездок, думаю, это тоже отразится. И без этого никак нельзя, так как сотрудники ГИБДД будут останавливать автомобили такси и проверять их, как сейчас проверяют автобусы и маршрутки.

Тем не менее бизнесмен уверен, что 1 сентября с такси ничего революционного не случится. В пример Виталий Торопов привел 220-й ФЗ, который вступил в силу в 2019 году и касался пассажирских перевозок. Тогда все изменения вступали в силу постепенно. Зато принесли много положительного – маршрутки вышли из тени, прекратились гонки среди водителей.

– Я хочу сказать, что изменения в такси уже наступили – агрегаторы отключают водителей, у которых нет справок об отсутствии судимости. Многие заметили, что таксистов в городе стало меньше. Что касается остального, то уже говорят об отсрочке нововведений, в частности, об отсрочке нормы о страховании такси. Плюс всех водителей нужно будет внести в реестр, а он еще не создан. То есть очевидно, что все будет растянуто во времени, и 1 сентября одномоментно ничего не начнется, – подчеркнул Торопов.

По словам эксперта, все идет к возвращению практики времен СССР – вернутся таксопарки со своими машинами, куда водители будут устраиваться официально. Правда, могут возникнуть проблемы с автомобилями. Причина – новые машины такси в Омске покупали еще до пандемии за 700–800 тыс. рублей, сейчас такие авто стоят по 2 млн. С учетом всех новых требований, говорит Виталий Торопов, никакой прибыли от перевозок не будет, в лучшем случае таксопарки выйдут «в ноль».

– По такой же причине я ушел из пассажирских перевозок – автобусы дорогие, по 8 млн стоят, дохода никакого нет. Бизнес стал убыточным. То же самое может произойти и с такси , – резюмировал предприниматель.

В Омск вернутся «бомбилы»?

Очевидно, что даже после частичного вступления в силу закона «О такси», этот рынок ждет полномасштабная «встряска». Не все водители, которые занимаются частным извозом, будут готовы к нововведениям: брендировать свои машины, заключать официальный договор со службой заказа такси, проходить медосмотр и выполнять другие требования.

К чему это приведет? Прежде всего к массовому уходу таксистов «в тень». Даже если такого «бомбилу» остановит сотрудник ГИБДД, то ничего не мешает сказать, что он везет своих родственников или друзей, а не выполняет заказ. С самими заказами, правда, будет сложнее – сейчас они сыплются как из рога изобилия через агрегаторы, с осени же придется искать клиентов самостоятельно. Это может привести к деградации рынка и его возвращению в состояние начала «нулевых».

Очевидно, что на данном этапе не нужно вводить «драконовский» ОСАГО для такси, сомнительно и внедрение требования о медосмотре водителей и осмотре авто механиками – все это может превратиться в профанацию.

С другой стороны, порядок в этой сфере наводить нужно. Сейчас за безопасность перевозок пассажиров в такси толком не отвечают ни агрегаторы, ни сами водители. Официальных договоров с водителями нет – к системе за пару минут может подключиться любой желающий. Так что изменения нужны, но они не должны быть резкими и приводящими к ухудшению качества обслуживания пассажиров.

Сергей Энквист 

16986